Хайдхаузен
- остров-музей, Гаштайг, Максимилианеум
Немецкий Музей (63) недалеко от станции метро "Изарские
Ворота" является одним из самых значительнейших
и излюбленнейших (1.5 млн. посетителей ежегодно) естественно-научных и
технических музеев мира. Здесь на выставочной площади в более чем 45 000
м2 и на примере почти 18.000 объектов демонстрируются основные принципы
и развитие естествознания и техники.
Экспонаты основанного в начале 20-го столетия инженером Оскаром фон Миллером
музея были в 1925-м году размещены в спроектированном Габриэлем фон Зайдлем
комплексе на Изарском острове. Немецкий Музей - это не просто "сухое"
скопление выставочных экспонатов, это музей, где все можно "потрогать"
- этим, не в последнюю очередь, объясняется большое число посетителей.
Для демонстрации важных процессов служат инструкции, фильмы, картины,
диорамы и модели. В библиотеке сконцентрировано более 850.000 книг и журналов,
а также большое количество планов, свидетельств, патентов и каталогов.
Охватить весь спектр Немецкого Музея за время одного короткого посещения
- безнадежное мероприятие. Рекомендуется поэтому выбрать несколько областей
заранее. Вот коротко перечень популярнейших отделов: натуральное изображение
горного дела (нижний этаж), пароходство (в том числе и первая немецкая
подводная лодка), железная дорога, автомобили, воздухоплавание и космонавтика
(от Лилиенталя до самолетов вертикального взлета), астрономия.
Очень рекомендуется посетить самый современный планетарий мира в прилегающем
Форуме Техники. Дальнейшим новым аттракционом является кинотеатр ИМАКС
в бывшем зале конгресса.
Часы Работы Немецкого Музея: ежедневно с 9.00-17.00 часов, станция метро
Изарские Ворота
Среди плавательных бассейнов в закрытых помещениях в Мюнхене рекомендуется
посетить Мюллерскую народную баню (64) напротив Немецкого Музея (ул. Розенхаймерштр.
1). Этот красивый бассейн в стиле модерн (с сауной) был построен по проектам
К. Хохедера в 1897-1901 гг. Немного дальше находится Культурный Центр
на Гаштайге (65). В ультрасовременном, построенном в 1985 г. "Дворце
Культуры" расположены мюнхенская городская библиотека, консерватория
им. Рихарда Штрауса, народная высшая школа и филармония.
Самым большим и впечатляющим по архитектуре залом Культурного Центра является
филармония с 2500 посадочными местами. Местами для проведения концертов,
театральных представлений и лекций являются "Чёрный ящик," "Малый
концертный зал" или зал "Карл Орфф".
Примерно 500 м севернее Гаштайга ул. Максимилианштрассе завершается Максимилианеумом
(66), резиденцией Баварского ландтага и Сената. Оно было построено по
поручению короля Максимилиана Фридрихом Буркляй-ном в 1857-74 гг. как
"Учебное заведение для одарённых студентов". По флангам широкого
главного тракта с арочными сводами в стиле Ренессанса стоят двухэтажные
боковые флигели, которые заканчиваются лоджиями с трёхэтажными башнями
по углам. Живопись аттикового этажа была в 1902 г. заменена мозаикой на
золотом фоне.
Олимпийский центр и музей
BMW
Олимпийский парк (67), сегодня излюбленное близлежащее место отдыха мюнхенцев,
был построен
в связи с XX-ми Летними Олимпийскими Играми в 1972 году. Имеющий территорию
в почти 3 км2 парк расположен на месте луга Обервизенфельд, бывшего когда-то
местом военных учений, а позднее военным аэродромом.
Известнейшим символом Олимпийского парка является Олимпийская башня высотою
в 290 м со смотровой площадкой (при ясной погоде хорошо видно альпийскую
горную цепь) и вращающимся рестораном -примерно за 1 час посетитель с
высоты птичьего полёта может посмотреть весь город.
Олимпийский стадион, Олимпийский зал, Олимпийский плавательный бассейн
и очень интересная с архитектурной точки зрения конструкция сетчатой крыши
из акрилового стекла были построены по проектам архитектурного сообщества
Бениш & Партнер.
В широком овале Олимпийского стадиона, вмещающем 78 000 зрителей, проходят
футбольные матчи (Футбольный клуб Баварии), соревнования по лёгкой атлетике
и большие попконцерты. Спроектированный как многофункциональный, Олимпийский
зал может вместить до 14000 зрителей. Здесь в т. ч. проходят шестидневные
мюнхенские гонки и концертные представления.
На юге спортивного комплекса находится Олимпийское озеро. Здесь расположен
Театрон, летний театр с открытой сценой, которая используется в особенности
летом для проведения многочисленных представлений. Высотою в 52 м Олимпийская
гора состоит из скопища обломков после акции "Рама Дама" ("мы
убираем") из времён после Второй мировой войны.
Севернее Среднего Кольца простирается Олимпийская деревня - когда-то бывшая
местом террористического нападения на олимпийскую команду Израиля (памятная
доска на ул. Коннолиштрассе).
Сегодня эти аппартаменты в основном используются как пристанища для студентов.
Также на территории Олимпийского парка каждое лето проходят т.н. представления
"Toolwood-Festival" с концертами, гастрономией, продажей украшений
и пр.
Подъём на башню, обзорн. площадка и враш. ресторан Олимпийской башни открыты
ежедневно с 9.00-24.00 часов. Вход до 23.30 часов, станция метро Олимпийский
центр
Видное издалека высотное здание BMW, построенное в 1973 г., устремляется
в мюнхенское
небо. Необычное архитектурное сооружение - вокруг центральной шахты расположены
четыре надрезанных цилиндра - было спроектировано архитектором Карлом
Шванцером.
Контрастно сконструированная по отношению к зданию администрации серебрянная
бетонная чаша без окон разместила в себе Музей BMW (68) "Горизонт
времени" (ул. Петуэльринг 130).
Экспозиции обновляются примерно каждые 5 лет. Музей рассказывает о почти
50-летней истории развития Баварских Моторных Заводов (авиамоторы, мотоциклы
и автомобили фирмы при этом показываются на историческом фоне). Инсценированные
картины оживляют события прошлого и настоящего и дают представление о
будущем техническом развитии.
Музей BMW открыт ежедневно с 9.00-17.00 часов. станция метро Петуэльринг
или Олимпийский центр.
Замок Нимфенбург
Бывшая летняя резиденция баварских властителей на западе города лежит
посреди одной из красивейших парковых зон Мюнхена. В постройке замка в
стиле барокко принимали участие пять поколений Виттельсбахов. История
строительства замка Нимфенбург (69) начинается с курфюрста Фердинанда
Марии, который приказал построить для своей супруги в связи с рождением
наследника трона Макса Эмануэля среднюю часть здания в стиле итальянских
вилл (Агостино Барелли, 1664-74). При Максе Эмануэле в 1700 году архитекторы
Энрико Цукалли
и Антонио Вискарди расширили этот комплекс галереями и павильонами.
Свой сегодняшний облик средняя часть приобрела благодаря Йозефу Эффнеру,
который спроектировал пилястры, сводчатые окна и бюсты. Несколькими годами
позже возникла южная часть замка - Маршталь; в противовес ему на севере
была заложена оранжерея. Внутренние помещения (по выбору):
Средняя часть: каменный зал (1755-57 гг.) с потолочными фресками И. Б.
Циммермана и Ф. Циммермана (Преклонение перед богиней Флорой); лепнина
в стиле рококо сделана по проектам Кювилье.
Северный флигель: деревянная обшивка работы И. А. Пихлера в первой передней,
брюссельские гобелены (около 1700 г.) в комнате гобеленов, "Галерея
красоты" Макса Эмануэля, гербовая комната, а также бывшая спальня
с картинами И. Вернера.
Южное крыло: передняя и спальня с потолочной росписью А. Д. Тривы, "Китайский
лаковый кабинет" (в 1763-64 гг. был перестроен Кювилье-Старшим),
галерея с ландшафтами баварских замков (около 1750 г.), а также знаменитая
Галерея красоты Людвига I с 36-ю красавицами из всех мюнхенских слоев
общества - среди них танцовщица Лола Монтес, прелестям которой король
не мог противостоять и которая в конечном итоге послужила поводом к его
отставке.
Парковая зона была в 18-ом веке сильно расширена и начиная с 1715 года
перестроена Жирардом во французском стиле (по образу Версаля). Когда в
начале 19-го столетия английское "естественное" устройство парков
вытеснило французский "искусственный" стиль, Чкель, при сохранении
основных направлений устройства парковых зон в стиле барокко, перестроил
парк замка в природный сад английского стиля. Построенный в 1740 году
Франсуазой Кювилье маленький охотничий замок Амалиенбург считается законченным
произведением придворного рококо. Круглый зеркальный зал (серебряные декорации
на голубом фоне) со сценами охоты считается единственным в своём роде.
Наряду с комнатой отдыха и с охотничьей комнатой (обе выдержаны в серебре
и золоте) также уникальной является и украшенная голландской кафельной
плиткой кухня.
Баденбург является одним из первых отапливаемых "бассейнов в закрытом
помещении" того времени. Двухэтажное здание было построено И. Эффнером
в 1719-21 гг. как маленький купальный замок для двора Макса Эмануэля.
В торжественном зале богатая лепнина фруктов и раковин, потолочная роспись
"Апполон в солнечном экипаже" принадлежит кисти И. Амигони.
Эффнер также является автором замка пагод (Пагоденбург), чайного павильона
с крестообразным основанием. Павильон когда-то служил местом отдыха и
игр для двора. Убранство помещений сделано в духе тогдашней восточно-азиатской
моды в китайской манере, внешнюю часть украшают маски Бахуса, Флоры, Нептуна
и Цереры.
Келья Магдалены была сделана как эрмитаж для седого курфюрста Макса Эмануэля
Эффнером в 1725-28 гг. Руинообразная архитектура этого "места покаяния"
обнаруживает наряду с романскими и готическими также и мавританские элементы.
Потолочная роспись в часовне (темы из жизни кающейся Марии Магдалены)
создана Н.Г.Штубнером. У западного входа в парк находится "большой
каскад" - водопад в стиле барокко по проектам Эффнера; мраморная
отделка принадлежит Кювилье. Музей Маршталя в южном крыле замка показывает
в помещениях бывших придворных конюшен коллекцию роскошных экипажей, саней,
сбрую и сёдла, которые напоминают о блестящих временах династии Виттельсбахов.
Известнейшие экспонаты - это роскошные экипажи короля Людвига II.
В южном крыле находится и Музей фарфора. Здесь даётся полный обзор творчества
созданной в 1761 г. фарфоровой мануфактуры Нимфенбурга, которая расположена
в северовосточной части ротонды перед замком. В северном флигеле замка
находится музей Человек и природа с меняющимися выставками.
Часы работы: Замок, галерея Красоты и Амалиенбург: вт.-воскр. с 10.00-12.30
ч., с 13.30-16.00 ч. (окт.-март) вт.-воскр. с 9.00-12.30 ч., с 13.30-17.00
ч. (апр.-сент.) Баденбург, Пагоденбург и келья Магдалены: вт.-воскр. с
10.00-12.30 ч с 13.30-17.00 ч. (апр.-сент.)
Музей Маршталя и Музей фарфора: вт.-воскр. с 10.00-12.00 ч., с 13.00-16.00
ч. (окт.-март)
вт.-воскр. с 9.00-12.00 ч., с 13.00-17.00 ч. (апр.-сент.)
Музей Человек и природа: вт.-воскр. с 9.00-17.00 ч. трамвай 12 автобус
41
Заложенный на севере Нимфенбургского парка Ботанический сад (70) на ул.
Менцингер Штрассе 65 относится к числу богатейших и красивейших садов
Германии: под открытым небом сад с лиственными и хвойными деревьями, альпинарий
с альпийскими растениями со всего мира, а также папоротники и рододендроны;
далее отделы для полезных растений, экологии и т.д. В теплицах растут
экзотические растения, такие как орхидеи, кактусы и "пожирающие насекомых"
растения.
Часы работы Ботанического сада: нояб. - янв. с 9.00 - 16.30 часов февр.,
март, окт. с 9.00 - 17.00 часов апр., сент. с 9.00 - 18.00 часов май -
авг. с 9.00 - 19.00 часов Трамвай 17
Отктоберфест и Терезиенвизе
С традиционным возвещением мюнхенского бургомистра "Пивная бочка
вскрыта" и вступлением трактирщиков праздника Октоберфест на Терезиенвизе
начинается самый большой народный праздник (и пивной праздник) мира -
ровно в 12 часов в предпоследнюю субботу сентября.
Атракционы с возлиянием и закуской на Терезиенвизе (71) притягивают ежегодно
миллионы посетителей. История праздника Октоберфест восходит своими корнями
к торжествам
по поводу свадьбы короля Людвига I с принцессой династии Заксен-Хильденбургхаузен
в 1810 году.На Октоберфест смотрит возвышающаяся колоссальная статуя Баварии,
в то время самая большая бронзовая статуя мира; была спроектирована Людвигом
Шванталером и отлита в бронзе Оскаром фон Миллером в 1844-50 гг. Если
проследовать по ступеням внутри статуи, то взору представляется прекрасный
вид на город. Статуя окружена "галереей почета", это выстроенная
фон Кленцем в 1850 г. дорческая мраморная колонная галерея с тремя флигелями
(внутренняя отделка Людвига Шванталера), в которой находятся бюсты 77
выдающихся
баварцев.
Поблизости от Терезиенвизе простирается ярмарочная зона Мюнхена, которую
планируют перенести на территорию бывшего аэропорта Мюнхен-Рим.
Городская железная дорога до остановки Хакербрюке или станция метро Терезиенвизе
Замок Шляйсхайм
На восточном краю Дахауского болота расположены три замка и парковая зона
Шляйсхайм из 17-го и 18-го веков.
Старый замок, расположенный восточнее Нового замка, - это простой господский
дом эпохи Ренессанса
с двумя боковыми башнями и парадным крыльцом, который был построен в 1617-23
гг. для курфюрста Максимилиана по его же распоряжению. За домом находятся
хозяйственные постройки бывшего поместья герцога Вильгельма, отца Максимилиана.
Старый замок был после сильных разрушений во время войны отстроен вновь
и сегодня в нём размещены филиалы Баварского Национального Музея.
Новый замок Шляйсхайм, состоящий из центрального тракта, сводчатых переходов
и бокового павильона, был возведён в 1701-04 гг. Энрико Цук-кали как часть
задуманного комплекса с четырьмя флигелями. Как победитель турков заказчик
строительства курфюрст Макс II Максимилиан находился в это время в зените
своей власти, которую он хотел с блеском ознаменовать возведением своего
"Версаля". В результате политических и денежных проблем курфюрст
смог продолжить свой тщеславный проект лишь в 1719 г., поручив руководство
строительством Йозефу Эффнеру, и в 1726 г. оно было в основном завершено.
Фасад, перестроенный фон Кленце при Людвиге I, был после сильных разрушений
во время войны реконструирован в духе времён Эффнера.
Мастерски оформлено внутреннее убранство замка, прелесть которого состоит
в смешении стилей позднего барокко и зарождающегося рококо. Мотивы фресок
и лепнины - это, в основном, темы из турецкой войны. Для внутренней декорации
роскошных помещений, которые по своему художественному исполнению не уступают
замку Нимфенбург, в распоряжении Эффнера имелся штаб знаменитых баварских
мастеров: вместе с Кювилье-Старшим (проекты) среди других работали и Циммерманн
(лепнина), Азам, Байх и Амигоне (живопись), а также Штубер (орнаменты).
В барочной галерее (филиал Баварской Государственной коллекции живописи)
первые значительные картины Виттельсбахской коллекции были вывешены по
приказу Макса Эммануэля. Сегодня здесь, в основном, выставляются те картины,
которые не могли быть выставлены в Старой Пинакотеке из-за недостатка
места. Но это никак не умаляет значения галереи: коллекция содержит произведения
фламандской и нидерландской школ (Рубенс, ван Дейк, ван Гоен), итальянского
барокко (Караччи, Фурини), а также шедевры французских, испанских и немецких
живописцев.
Парковая зона замка в стиле барокко с каскадом была заложена согласно
планам ДЖирарда в 1720 г.; замок Люстхайм (в переводе: "замок удовольствий")
является при этом как бы завершающим аккордом.
Замок Люстхайм был сооружён уже в 1684-88 гг. архитектором Цуккали по.
поводу свадьбы курфюрста Макса Эмануэля с дочерью кайзера Марией Антонией.
Цокольный этаж состоит из двухэтажного главного зала, по сторонам которого
имеются 10 кабинетов. Фрески прославляют богиню охоты Диану. В замке расположена
Мейсенская коллекция фарфора Эрнста Шнайдера.
Часы работы: Старый замок: вт.-воскр.: с 10.00-17.00 ч. Новый замок, замок
Люстхайм и Мейсенская коллекция фарфора: вт.-воскр.: 10.00-12.30 ч., 13.30-17.00
ч. (апр.-сент.);
10.00-12.30 ч., 13.30-16.00 ч. (окт.-март) метро Обершляйсхайм.
|