Главная
История
Путеводитель
Комментарии
Карта
Советы
Ссылки
Пешеходная экскурсия по старому городу

Площадь Мариенплац и церковь Санкт Петер
Мюнхен имеет большое количество достопримечательностей, поэтому рекомендуется разделить пешеходную экскурсию на несколько этапов. Мы составили наш путеводитель таким образом, что он предоставляет подробное знакомство с культурными особенностями Старого города, а также осмотр Мюнхена в течение 6-8 часов.
С начала основания города Генрихом Львом в 1158 году эта площадь является центром Мюнхена.
До начала 19-го века на сегодняшней площади Мариенплац (1) (цифры в скобочках обозначают место достопримечательности на Карте), которая тогда ещё называлась Шранненплац, проходили зерновые и крестьянские базары; в Средневековье это было место рыцарских турниров - о них до сих пор напоминает сцена колокольного звона в ратушной башне.
Своему сегодняшнему названию Мариенплац обязан колонне Марии, которая была создана в центре площади Губертом Герхардом в 1638 году. В знак благодарности за пощаду Мюнхена и Ландсхута во время шведской оккупации воздвижением этой колонны чествовалась "Патрона Бавариэ" - святая заступница Баварии. Четыре крылатые детские фигуры у цоколя колонны, которая первоначально создавалась для Женской церкви, символизируют четырёх заложниц чумы, войны, голода и ереси.
Выдающимся творением строительства на Мариенплаце является построенная по приказу короля Людвига I Новая Ратуша (2), для чего по высочайшему указу были снесены 24 дома старой мюнхенской постройки. Центральную часть построенного в три этапа в 1867-1909 гг. под руководством Георга Хаубериссера здания в стиле неоготики (кирпич с украшениями из неотёсанного камня, западный блок с башней из раковистого известняка) образует 85-метровая ратушная башня с излюбленным мюнхенским колокольным звоном. Ежедневно в 11 часов, - а с мая по октябрь также в 12, 17, и в 21 - колокольный звон с 32 фигурами почти в человеческий рост представляет сцены из истории города: свадьбу герцога Вильгельма V с Ренатой Лотарингской с последующим рыцарским турниром и танцем "Шефлер-танц," который, начиная с 1517 года, показывается каждые 7 лет в знак радости по поводу отступления "черной смерти". По вечерам (летом в 21.30, зимой в 19.30) появляются ночной страж и ангел мира, которые бла-гославляют "мюнхенского младенца".
Фасад Новой Ратуши протяжённостью около 100 метров украшают фигуры и орнаменты баварских герцогов, князей, королей, аллегорий, легендарных персонажей и святых. Внутренние дворы устроены по примеру дворов готических замков и имеют винтовую башенную лестницу, ступенчатые лестницы с просторными лестничными площадками.
Излюбленным местом встречи молодёжи является построенный в 1862-65 гг. Конрадом Кноллем фонтан Фишбруннен. До начала нашего столетия колодец был местом проведения ритуала "прыжок мясника," которому подвергались все новоиспечённые мясники.
Границей старейшей части города является построенная в 1470-80 гг. Йоргом фон Хальспахом (по прозвищу Гангхофер) Старая Ратуша (3), большая часть которой была разрушена во время Второй мировой войны. Над воротами находится зал ратуши, деревянный овальный потолок которого с декоративными опоясками является жемчужиной немецкой поздней готики. Это было постоянное место "мавританских танцоров," 16 деревянных фигурок, сделанных в 1480 году Эразмусом Грассером, из которых, к сожалению, сохранилось только 10 (выставлены в мюнхенском городском музее). В реконструированной в 1975 году Ратушной башне расположен Музей игрушек.
К югу от Мариенплаца расположена церковь Санкт Петер (4), первая и старейшая приходская церковь города. Башня высотой 91м, "старый Петер," является одним из символов Мюнхена (имеется возможность совершить восхождение на башню).
Романская базилика 12-го века была в 13-ом веке заменена новыми построениями, которые немного позднее стали жертвой городского пожара 1327 года. Сохранились только подвальные этажи западных башен, которые потом влились в готические новостройки (освящение в 1368 г.). Западная часть с удлинённой средней башней была воздвигнута в 1379-86 годах, а характерный фонарный купол она получила только в 17-ом веке.
В 17 веке изменилась и клиросная часть. Под руководством Исаака Падера готические длинные хоры были в 1630-36 годах заменены на хоры с тремя полукуполами, которые снаружи представляют собой неоштукатуренное кирпичное сооружение. Это, не в последнюю очередь, надо понимать и как подражание папской церкви, римскому Санкт Петеру, потому что Мюнхен должен был стать "немецким Римом". Внутренний вид церкви определяет и раннее барокко клироса, который из-за больших окон представляется как залитый светом проспект. Продольное строение, которое позднее (1730-56гг.) было тщательно переделано, ещё более подчёркивает это впечатление тем, что оформление стен повторяет рисунок окон клироса. Лепнину и фрески создал И. В. Циммерманн (1753-5 6гг.). Сильно разрушенную во время Второй мировой войны церковь оказалось возможным реконструировать в ходе восстановления 1946-54 гг.
Главный алтарь (1730г.) состоит из фигуры Св. Петра работы Эразмуса Грассера (1493/95гг.) и фигур четырёх отцов церкви работы Эгида К. Азама(1732/33гг.).
На боковых стенах помещения алтаря расположены пять алтарных картин поздней готики Яна Полака (1517г.) из прежнего главного алтаря. Высшим творением готики является освящённый в 1407 году боковой алтарь, его, головная часть сделана из песчаника и показывает, среди прочего Христа как Всемирного судью и Страшный Суд. Заслуживает внимания и эпитафия Арезингера, также из красного мрамора, работы Эразмуса Грас-сера( 1482г.).
Церковь Санкт Петер предоставляет возможность посмотреть башню. За преодоление примерно 300 ступеней посетитель будет s награждён великолепным видом на город. Пон.-суб. - с 9.00-18.00, воскресенье и пр. дни: 10.00-18.00


|От Виктуалиенмаркта до Изарских Ворот
У подножия Петерсбергеля сталкиваешься с людским потоком рынка сьестных припасов Виктуалиенмаркт (5) с его множеством будок и киосков всех видов. Традиционный продуктовый рынок в центре Мюнхена проводится на этом месте с начала 19-го века. Кипучая жизнь рынка с его многообразием красок и запахов и сегодня ещё определяется традициями рыночных торговок, приветливость которых при общении с трудными клиентами вполне может смениться грубыми баварскими выражениями. Особенно приятно наблюдать эти явления летом, когда вокруг "Майского дерева" открыты пивные.
Кто окажется в Мюнхене во время карнавального вторника, должен не упустить зрелище "Танца рыночных торговок". Фигуры фонтанов на Виктуалиенмаркте напоминают любимых народных певцов и артистов, таких как: Карл Валентин, Лизль Карлштадт, Вайс Фердль, Ройдер Якль, Элизе Аулингер и Ида Шумахер.
В северной части рынка находится церковь Святого Духа (6). Первоначально это была готическая зальная церковь госпиталя Святого Духа из 14-го века, которая в 1724-30 годах была перестроена Йоханом Георгом Эттенхофером в стиле барокко и украшена братьями Азам. После сноса строений госпиталя в 1885 году Франц Лёвель удлинил продольное здание и соорудил фасад в стиле нового барокко. Башня имеет характерный для Мюнхена фонарный купол.
Сильно разрушенную во время войны церковь удалось почти полностью восстановить по форме и внутреннему убранству.
Внутреннее пространство церкви Святого Духа состоит из зала с тремя нефами и хоров. Главный неф имеет цилиндрический купол, который перекрывается частью малых куполов, боковые нефы имеют крестообразные своды. О готическом внутреннем убранстве свидетельствуют лишь контрфорсы на хорах и у северной продольной стены. Созданный Николаусом Штубером в 1730 году главный алтарь расписан Ульрихом Лотом на тему "Сошествие Святого духа" (1644г.). Две фигуры ангелов по бокам сделаны в мастерской Йохана Георга Грайфа (1730г.). Правый боковой ярус показывает серию картин Петера Якоба Хоремана "Семь даров святых Духов" (1725 г.).
Особенно ценным предметом внутреннего убранства является созданная
около 1450 года "Хаммертальская матерь божья" (алтарь Марии в левом боковом нефе). У западной стены находится созданный в начале 17-го века бронзовый надгробный памятник герцогу Фердинанду Баварскому (работа Ханса Крумпнера, 1608 г.).
Изарские Ворота (7) являют собой восточную границу городских укреплений при Людвиге Баварце в 14-м веке. Это единственные мюнхенские городские ворота, башни которых еще сохранились. Настенная роспись Победное шествие короля Людвига Баварца после Ампфингского сражения 1322 года" сделана в 19-м веке.
В южной башне расположен музей Валентина, посвященный известным народным певцам Карлу Валентину (1882-1948 гг.) и Лиспе Карлштадт (1892-1960 гг.).
Южная башня была открыта в 1959 году, северная башня в 1973 году; в ней находятся архив и 2 дополнительных выставочных помещения, которые показывают Мюнхен на рубеже нового столетия и в которых проводятся сменяющиеся выставки.
Время работы музея Валентина такое хе курьезное, как и он сам: нон., втор., пяти. и суб. - с 11.01 час. до 17.29 чаc. воскресенье - с 10.01 час. до 17.29 час. И вступительный билет имеет курьезную цену.


От городского музея к площади Карла (Карлсплац)
Вдоль по улице Вестенридерштрассе, мимо рынка Виктуалиенмаркт выходим к мюнхенскому городскому музею (8) на площади Санкт Якоб.
Постоянные и сменяющиеся выставки дают представление об история города и его культуре.
Музей охватывает несколько зданий: бывший арсенал с остроконечной двускатной мансардой и боковыми башнями (15-й век), здание Маршталя - школа верховой езды (15-й век. реконструировано в 1978 году), и дополнительный флигель из 20-го века.
Городской музей предлагает многообразие коллекций: модель города 1570 года, скульптуру малых форм и художественное ремесло, коллекцию фотографий и моды, коллекцию кукольных театров и экспонирования, графики, картин, музыкальных инструментов и особенно красивую коллекцию мюнхенской культуры быта с акцентом на стили "бидермейер" и модерн, которая будет заново открыта в 2000 году. В готическом зале выставлены 10 придуманных Эразмусом Грассером для Старой Ратуши маскарадных мавританских танцоров. Сделанные в 1480 году деревянные фигуры являются выдающимся примером буржуазного искусства во времена готики. В городском музее находится также музей кино с различными программами, а также излюбленное кафе мюнхенской "сцены" с пивным садом.
Время работы городского музея:
Вторник - воскресенье: с 10.00 час. до 18.00 час. Понедельник закрыто
За городским музеем находится площадь "Ам Риндермаркт" со Львино Башней, это водонапорная башня, построенная около 1600 года. Примеч;
тельны также дома Руффини (9) на пл. "Ам Риндермаркт" 10, где помещ< лись бюро и торговый дом Габриэля фон Зайдля. Эти дома, построенны в начале нашего столетия, выделяются декоративной лепниной и цветные оформлением фасадов. Фонтан Риндермаркта является излюбленны" местом отдыха во время городских прогулок и экскурсий.
Среди магазинов оживленной улицы Зендлингер Штрассе расположень церковь Азамкирхе (церковь Святого Непомука) и дом Азама (10). Церковь в стиле рококо была построена братьями Азам в 1733-46 годах как частная церковь с домом священника и жилым домом.
Поскольку только восточная стена могла быть основным источником света, стенные отверстия являются определяющим элементом фасада. Кованая железная решетка отделяет овальный первый зал с резными стульями для молитв и лепными фигурами святых от вытянутого в длину пространства церкви, которое расчленено круговой галереей и сильно выступающим вперед стеновым карнизом.
Великолепную потолочную фреску "Жизнь Святого Непомука" создал К.Д. Азам.
Окруженный четырьмя витыми колоннами главный алтарь содержит в себе дарохранительницу с лучистой глорией и восковой фигурой Святого Непомука (с вложенной реликвией). Завершением главного алтаря является пластическая группа "Престол милости". Бог показывает людям умершего за них Сына Человеческого.
Главный алтарь обрамлен боковыми нишами с двумя другими фигурами, которые дали церкви ее имя: Иоан Креститель и Иоан Евангелист. В склепе, доступ к которому разрешён только в Страстную пятницу, находится ценная "Матерь Долороза".
Упомянутые впервые в 1318 году Зендлингские Ворота (11) были сооружены при расширении города во время правления Людвига Баварца. От первоначальных ворот сохранились только обе боковые башни (около 1420 г.).
Через отходящий от Зендлингских Ворот перекрёсток мы попадаем на улицу Даменштифтштрассе, на которой находится много интересных строений.
Женский церковный приют Святой Анны (12) был построен как монастырская церковь женской богадельни Св. Анны в 1732-35 годах баптистом Иоганном Баптистом Гунетцрайнером. Разрушенная во время войны вплоть до внешних стен и фасада, церковь бьиа в 50-е годы реконструирована.
Фасад в стиле барокко с широким порталом посередине и высокими окнами первого этажа расчленён пилястрами на высоких колоннах. Внутреннее пространство церкви предстаёт как совокупность интересных отдельных элементов: входной арки с хорами, центрального пространства с куполом и клиросом, тоже с овальным сводом. Внутреннее убранство выполнено братьями Азам; картина на алтаре "Святая Йоханна Зельбдритт" принадлежит кисти художника Йозефа Руф-фини.
Другими красивыми творениями строительства на улице Даменштифт-штрассе являются построенный в классическом стиле около 1800 года дом № 4 и Дворец Лерхенфельд (13), построенный Гунетцрайнером в начале 18-го века в стиле рококо. Далее по улицам Герцогшпиталыптрассе и Зонненштрассе путь лежит к площади Карлсплац (14), называемой в народе "Штахус". Площадь была заложена в 1791 году после сноса городских укреплений перед воротами Карлстор. Наряду со Старым городским кольцом она является самой оживлённой транспортной точкой в городе. В 60-х годах пл. Карлсплац была перестроена и стала узловым транспортным пунктом метро и городской железной дороги с магазинами и подземными гаражами. Автором половинчатой ротонды с сетью магазинов в стиле нового барокко является Габриэль фон Зайдль (около 1900 г.). Обновлённые в 1861 году ворота Карлстор (ранее ворота Нойхаузертор) являются входом в Старый Город через существующую с 1319 по 1791 гг. вторую кольцевую стену.
Напротив площади Карлсплац стоит мощный Дворец юстиции (15), монументальное строение конца 19-го века. Фридрих фон Тирш воздвиг его по примеру итальянского позднего Ренессанса. Характерен многогранный купол из стекла и железа над средним внутренним двором с верхним светом, совершенно новая для того времени конструкция.
К северу от Дворца юстиции находится Старый Ботанический сад (16), до
1909 года ботанический сад города. Входные ворота с латинским посвящением Гёте королю Максу I Йозефу были сооружены Йозефом Эмануэлем Херигоеном. Посреди "городского стресса" Старый Ботанический сад является идеальным местом для пауз и отдыха.
Дом художника (17) на площади Ленбахплац бьи задуман в 1892-1900 годах Габриэлем фон Зайдлем как здание Объединения знаменитых мюнхенских художников. Перед высоким квадратным строением зала для торжеств с витыми фронтонами находится внутренний двор с двумя флигелями. Автором богатого убранства, сохранившегося к сожалению только частично, является в основном Ленбах.
Сегодня в Доме художника расположены ресторан и маленький театр. В восточной части площади Ленбахплац находится построенный в конце 19-го века Виттельсбахский фонтан, произведение архитектора Адольфа фон Гильдебрандта в стиле нового классицизма. Статуи юноши на водном коне, бросающем камни, и женщины с чашей на водном быке, являются символами силы и благословения воды.


Пешеходная зона, церковь Фрауэнкирхе и бывший Аристократический квартал
Пройдя через ворота Карлстор мы попадаем в пешеходную зону. С 1972 года пространство между площадями Карлсплац и Мариенплац закрыто для транспорта. Наряду с улицами Нойхаузерштрассе и Кайфингерштрассе . пешеходная зона является одним из важнейших деловых районов города. Вдоль этой "закупочной мили" расположены магазины, рестораны, бутики;
а также уличные представления всех видов - клоуны, народные певцы, мимы - стараются завоевать расположение спешащей мимо публики. К пешеходной зоне относится и площадь Фрауэнплац и церковь Фрауэнкирхе, Виктуалиенмаркт и "аристократическая" улица Театинерштрассе, ведущая от Новой Ратуши к площади Одеонсплац. Возле "Фонтанного мальчика" вблизи Карлстор мы попадаем к Гражданскому залу (18) (молельный зал марианской конгрегации мужчин), сооружённого в 1709/10 годах согласно планам Г.А.Вискарди. Используемый с 1778 года как церковь. Гражданский зал после военных разрушений был вновь восстановлен в 1946 году.
Фасад с тосканскими двойными пилястрами, за исключением достроенных позднее боковых подъездов, находится в первозданном виде. В подвале находится могила патера Руперта Майера (1876-1945), который за сопротивление националсоциалистам заплатил своей жизнью. Заслуживает внимания и молельный зал в стиле барокко в верхнем этаже (1710 год), отделка потолка П.Ф.Аппиани, отделка стен И. Г. Бадера. Группа ангелов-хранителей под возвышением на органе выполнена Игна-цем Гюнтером (1763г.).
Старая Академия (19) на улице Нойхаузер Штрассе была построена в 1585-97 годах как иезуитский колледж и гимназия. Строение в стиле Ренессанса с четырьмя дворами служило после изгнания иезуитов, среди прочего, Академией изобразительного искусства и университетом. Сегодня в Старой Академии расположено Статистическое Земельное Ведомство. История строительства церкви Святого Михаила (20) тесно связана с господством Вильгельма V Набожного. В ходе антиреформации он позволил иезуитам построить эту церковь, которая стала самой значительной церковью Ренессанса к северу от Альп. Надо сказать, что затраты на строительство чуть не повлекли за собой банкротство государства. Начатое в 1583 году строительство было в 1590 году прервано крушением одной из башен. И только в 1597 году церковь была освящена. После почти полного разрушения церковь Св. Михаила была восстановлена в 1947-48 годах.
Трёхэтажный фасад, разделённый мощными горизонталями, сравним, как в мирском, так и в духовном смысле, со средневековой ратушей. Завершение образует острый треугольный фронтон. Под мраморным порталом у входа "стоит на страже" созданная в 1588 году бронзовая статуя архангела Михаила в борьбе со Злом мира. В нишах стоят каменные статуи Виттельс-бахских князей. Мощное вытянутое в длину здание с глубокими хорами является первым монументальным внутренним пространством эпохи Ренессанса севернее Альп и превосходит по размерам даже свой образец, церковь Иль Джезу в Риме (да Виньола, 1568 год). Доминирует триумфальный свод клироса, мотив которого продолжается в арках поперечин, боковых часовен и хоров. Триумфальный характер должен символизировать победу антиреформации.
Возвышающийся в три этажа главный алтарь (1586-89гг.) работы Фридриха Зустриса и Венделя Дитриха дополняется алтарной картиной "Св.
Михаил в борьбе с дьяволом" работы Кристофа Шварца (1587г.). Четыре бронзовых рельефа работы Хуберта Герхарда (около 1595 года) были сделаны для запланированного, но не выполненного надгробного камня Вильгельму V. В боковых часовнях расположены ценные картины Антонио Вивиани, Ганса фон Аахена и Петера Кандида. На северной стороне находится рака с реликвиями святых врачей Космаса и Демиана (около 1400г.). Под хорами находится Виттельсбахский королевский склеп, в котором покоятся среди прочих герцог Вильгельм V, курфюрст Максимилиан и сказочный король" Людвиг II.
Немецкий музей Охоты и Рыболовства (21) расположен с 1966 года в бывшей церкви Августинского ордена.
Уже в 1291 году началось строительство самого значительного для того времени сооружения готики в Мюнхене. Выдержанная в стиле барокко раннего 17-го века церковь была после секуляризации (конфискации государством церковного и монастырского имущества) передана для других целей.
В музее расположены 500 препарированных диких животных в больших диорамах, охотничье оружие и другие принадлежности, охотничьи картины, большой отдел рыболовства и коллекция анекдотов и сказаний о мифических существах.
Музей Охоты и Рыболовства открыт ежедневно с 9.30 - 17.00 часов, в понедельник и вторник - до 21 часа.
К северу от Музея Охоты и Рыболовства расположен самый известный символ Мюнхена, собор "Цу унзерер либен фрау," называемый также и Фрауэнкирхе (22). Это здание, в 1821 году главная церковь вновь созданного архиепископата Мюнхен-Фрайзинг, имеет богатую историю, тесно связанную с Виттельсбахами и с их желанием создать собственный склеп. За предшествовавшим значительным зданием первой половины 13-го века последовало с 1468 года новое строительство. Поручение было дано Йоргу фон Хальспаху, который соорудил огромное здание Фрауэнкирхе (109 метров длины, 40 метров ширины) в кратчайшие сроки в кирпичном исполнении. После закладки первого камня в 1468 году герцогом Сигиз-мундом и епископом Йоханнесом Тульбеком уже в 1494 году было возможно торжественное освящение церкви. Но терема обеих башен были воздвигнуты только в 1525 году. Здание Фрауэнкирхе с тремя нефами с полигональными хорами вполне соответствует традициям южнонемецкого зального строительства. Здание с чётким членением под мощной крышей характеризуется вогнутым венком часовен и отсутствием поперечного сооружения.
Скромной внешней архитектуре соответствует и строгое внутреннее убранство. Устремлённый вверх средний неф не прерываясь ведёт под звёздными сводами купола прямо к окнам хоров. Этот эффект усиливается близкой постановкой восьмиугольных пилонов, которые удачно обрисовываются проникающим боковым светом, но сами окна остаются невидимыми, похожими скорее на светящиеся источники.
Богатое убранство, которое всегда приспосабливалось к данному художественному вкусу, уходит корнями в различные эпохи. Многое пало жертвой проводимой в 19-м веке реготизации или было разрушено в ходе войн. При последней реставрации была использована возможность возвращения многих произведений искусства, например фигуры клиросного трона Эраз-муса Грассера (1502г.). Этого мастера называют и автором автоматических часов возле часовни Святых Таинств. Старейшая сохранившаяся картина автоматических часов показывает над циферблатом подвижные фигуры Марии, Христа и Бога-Отца (около 1500 года).
Следует упомянуть и три восхитительные скульптуры в часовне Дворового братства Св. Анны и Св. Георга слева от часовни Святых Таинств: оба святых рыцаря Рассо (мастер фон Рабенден, около 1515-го года) и Георг (Ганс Ляйнбергер, около 1515-го года), а также св. Христофоруса (Ганс Лайнбергер, около 1520-25 гг.).
К убранству 17-го века относится монументальный главный алтарь придворного художника Петера Кандида (1620), главная картина которого "Вознесение Марии" висит над ризницей. Кенотаф (надгробный камень над пустой могилой в память об умершем в другом месте) из бронзы и чёрного мрамора (1622) для короля Людвига Баварца включает в себя возникшую значительно раньше надгробную плиту из красного мрамора (1490). Это мощное сооружение Ханса Крумпера с фигурами, среди них и фигура Хуберта Герхарда, было ранее выставлено на хорах и находится сегодня перед южной башенной часовней.
Позолоченный рельеф (1774) в стиле рококо, созданный Игнацем Гюнтером для алтарного помещения, обогатил внутреннее убранство. От церковной кафедры Романа Антона Бооса сохранилась статуя Марии, которая украшала крышу кафедры (1780), и сегодня она выставлена на одной из колонн клироса.
Через Львиную Яму дорога ведёт к Дому Гунетцраинера (23) на Променад-ной площади 15. Этот красивый мюнхенский буржуазный дом в стиле рококо был построен придворным мастером строительных дел Гунетцрай-нером в 1730 году.
Также на Променадной площади расположен Дворец Монгелапале (24) (ныне гостиница Баварский Двор). Строение в стиле классицизма было построено в 1810 году мастером Херигоеном для графа Монгелы. Оба здания являются составной частью бывшего аристократического квартала, который возник во времена Абсолютизма между Променадной площадью и Резиденцией. Другими сохранившимися великолепными строениями этого квартала являются, например, дворец Прайзинга, дворец Хольнштайна (архиепископский дворец) и дворец Тёринга (бывший главпочтамт), с которыми мы ещё встретимся по ходу нашей экскурсии. Западнее Променадной площади находится сооружённая в 1711-18 годах Церковь Триединства Святого Духа (25).
Чтобы отвести во время испанской завоевательной войны божью кару от Мюнхена, которую напророчила дочь одного из буржуа Линдмайер, элита, духовенство и буржуазия в 1704 году дали клятву построить церковь Триединства Святого Духа.
Фасад в стиле позднего барокко по планам Вискарди является первым выпуклым и выступающим вперёд церковным фасадом Баварии. Внутреннее пространство состоит из квадратного основного помещения и четырёх крестообразно расположенных помещений с удлинённым хором в северной части. Главный алтарь, созданный в 1716/17 годах Вольфом и Деглером, пожертвован курфюрстом и напоминает об обете построить церковь.
Существующий с 1954 года музей Сименса (26), расположенный на улице Праннерштрассе к северу от церкви Триединства Святого Духа, документирует более чем 140-летнее развитие предприятия во всемирно известную фирму. Здесь показан путь развития электротехники от её начал в прошлом столетии через электронику к микроэлектронике. Почти все экспонаты манят испробовать их на практике и демонстрируют возможности применения в различных областях жизни. Действующие модели, стенды, фотографии и видеофильмы углубляют приобретённые знания с учётом их практического использования. Мультивидение создаёт впечатляющее представление о многообразии областей работы фирмы, об её инновациях и роли на мировом рынке.
Часы работы музея Сименса:
пон.-пятн. с 9.00-17.00 часов;
воскр. с 10.00-17.00 часов;
по суб. и празд. дням закрыт,
Далее пешеходная экскурсия ведёт вдоль улицы Праннерштрассе к Архиепископскому Дворпу (27) на улице Кардинала Фаульхабера 7. Единственный полностью сохранившийся аристократический дворец Мюнхена был сооружён Кювелье-Старшим в 1733-37 годах для графа Хольнштайна. Девя-тиосный фасад в стиле рококо с выступающей средней частью демонстрирует прекрасную штукатурную декорацию.
Следуя дальше по улице Кардинала Фаульхабера выходим на улицу Бриннерштрассе и на площадь Виттельсбахер Плац (28), которая была застроена в 1820-25 годах по проектам Лео фон Кленце аристократическими дворцами (дворец Арко и Виттельсбахский дворец) в стиле классицизма. В центре площади доминирует конная статуя курфюрсту Максимилиану I, работа Торвальдсена в стиле классицизма, 1830-й год.
Отсюда рукой подать до площади Одеонсплац, исходного пункта для первых двух больших монументальных улиц 19-го столетия, Бриннерштрассе и Людвигштрассе. Застройка этой площади в стиле строгого классицизма была осуществлена Лео фон Кленце в 1816-28 гг. Частью этих строительных мероприятий является построенный около 1820 года Дворец Лёйхтенберг (Лёйхтенбергпале) (29), который повторяет архитектуру палаццо Фарнези в Риме. Дворец в стиле классицизма с 1966 года является резиденцией министерства финансов Баварии. Улица Людвигштрассе заканчивается Аркадой полководцев - Фельдхерн-халле (30).
Это открытый зал с дугообразными арками высотой 20 метров в стиле лоджии деи Ланци во Флоренции. В аркаде, воздвигнутой Фридрихом фон Гертнером в 1841-44 гг. по заказу Людвига I, установлены бронзовые памятники в честь баварских полководцев Тили и Вреде. Этот баварский армейский памятник напоминает о немецко-французской войне 1870/71 гг. Дворец Прайзинга (31) на южной стороне аркады был построен Йозефом Эффнером в 1723-28 годах как первый в Мюнхене дворец в стиле рококо для графа Максимилиана фон Прайзинга. Внутри, где сегодня расположены торговые пассажи, сохранилась роскошная, с настенными украшениями, лестница, состоящая из трёх переходов.Расположенная к западу от Аркады полководцев церковь Театинеркирхе (32) (Св. Каэтан) является базиликой по образу стиля высокого барокко и представляется многим самой красивой церковью Мюнхена. Курфюрст Фердинанд Мария и его супруга учредили церковь в знак благодаря за рождение долгожданного наследника трона Макса Эмануэля. П^. освящения церковь Св. Каэтана была передана театинерским монахам е Проектирование купольного здания с крестообразной горизонталь., проекцией было поручено архитектору Агостино Барелли, который водил в 1663-69 гг. первой фазой строительства. Его преемник Энрико Цуккали завершил роскошный, высотою в 71 м купол, воздвиг баитщ, отделал внутреннее пространство. Фасад в стиле позднего рококо был закончен Франком Кювилье лишь в 1770 году. Мраморные фигуры в нишах фасада (Св. Фердинанд, Св. Адельхайд, Св. Максимилиан, Св. Каэтан) выполнены Романом Боссом.
Внутренняя часть церкви, обрамлённая высокими арками цилиндрического свода, была оформлена согласно римским проектам: главный неф с часовнями, купол и завершающий клирос в виде полукруга. Пространство было окрашено полностью в белый цвет, и Вискарди в достаточной мере украсил его лепниной.
Главный алтарь, мощное сооружение с колоннами, украшен четырьмя заступниками Дома курфюрстов; алтарь расписал ученик Рубенса Каспар де Крайер (1646гг.). Чёрная церковная кафедра (1685-90) является произведением Андреаса Файстенбергера. Примечателен также алтарь Св. Каэ-тана с росписью И. фон Зандрата (1667-71гг.). В княжеском склепе под главным алтарём стоят мощные каменные саркофаги короля Макса II и его супруги, а также другие бронзовые гробы Виттельсбахов.
расположенный в северной части Резиденции Придворный сад (33) был
заложен Максимилианом I в 1613-17 гг. по принципам итальянского паркового искусства. Центром Придворного сада, окруженного аркадами, является храм, украшенный фигурой Дианы. На западе Придворного сада находится кафе, из которого в теплые летние дни можно наблюдать за игроками в кегли. На востоке Придворного сада расположена построенная по проекту Д. И. Зигерта в 1993 году Баварская Государственная Канцелярия. Центральным пунктом этого комплекса, который годами служил причиной споров между правительством и оппозицией, является реставрированный собор бывшего Баварского армейского музея (1907 г.). В северной части Придворного сада стоит используемый баварским правительством для репрезентативных целей Дворец принца Карла (34). Окруженный сегодня транспортным потоком Старого городского кольца дворец был построен в 1804-06 гг. Карлом фон Фишером в стиле классицизма.
Государственная коллекция египетского искусства (35) в боковой части Придворного сада, где расположена Резиденция, была создана благодаря приобретениям Альбрехта V и Людвига I. Экспонаты коллекции представляют все эпохи древнеегипетской истории. Посмотреть следует между всего прочего скульптуры, рельефы, украшения, саркофаги, предметы искусства из бронзы и объекты искусства малых форм.
Государственная коллекция египетского яежуеетаа оперите со втор. - пята. с 9.00 - 16.00 часов, вторник также с 19.00-21.00 часов еуб. и воскр. С 10.00-17.00 часов


Резиденция - постоянное местопребывание Виттельсбахских властителей
В течении 500 лет Резиденция (36) была постоянным местом пребывания герцогов, князей и в 1806-1918 гг. королей Баварии. Своё начало резиденция берёт в 1385 году, когда Виттельсбахи были вынуждены в результате восстаний населения покинуть свою прежнюю Резиденпию, "Старый Двор," чтобы с "Новой Крепостью" (в 18-м веке почти полностью снесена) создать новую княжескую крепость.
Комплекс зданий сегодняшней Резиденции строился с 16-го по 19-й век. Он относится к выдающимся достижениям европейского Ренессанса и, включая в себя 6 дворов, делится на три основные группы: королевское строение, выходящее фронтальной стороной на пл. Макса Йозефа, Старая Резиденция, выходящая на ул. Резиденцштрассе, и здание с залом для
торжеств, выходящее на ул. Хофгартенштрассе.
Резиденция была во время войны сильно разрушена, но четыре десятилетия
напряженной созидательной работы позволили восстановить большинство
помещений в прежнем блеске.
Важнейшие строительные периоды делятся на шесть этапов:
1. Эпоха строительства при Альбрехте V (1550-79). В качестве первого объекта в 1569-71 гг. Эгклем был заложен Антиквариум. Он является одним из самых больших и значительных светских сооружений европейского Ренессанса. Зал имеет длину 69 метров и его перекрытие представляет собой купол, который перекрывается частью малых куполов. Вдоль продольных стен установлены бюсты и статуи античных времён. Автором аллегорических тем на куполе является Петер Кандид.
2. Период строительства при Вильгельме V (1579-97). От строительных мероприятий Вильгельма V сохранилось только неболь-щое число объектов: Зал курфюрстов (Kurfurstenzimmer) в верхнем этаже Антиквариума, Восточный зал (Osthalle des Grotenhofes - архитектор Фридрих Сустрис) и фонтан Персея (Perseusbrunnen), автором которого является Зустрис, в центре Фонтанного Двора (Brunnenhof).
3. Период строительства при Максимилиане I (1597-1651 гг.). Резиденция обретает свой сегодняшний облик (архитектурный план) за счёт Фонтанного Двора, Королевского Двора и Аптекарского Двора. Возникают в том числе Придворная капелла (Hofkapelle), Богатая капелла (Rei-che Kapelle - архитектор Ханс Крумпнер, 1607 год), фонтан Виттельсбахер Бруннен (авторы Хуберт Герхард/Крумпнер, 1611-14) в прекрасном садовом сооружении - Фонтанном Дворе, восьмиугольный фонтан у Антиквариума (1610 г.), здание "Максимилианише резиденц" с четырьмя флигелями вокруг Кайзерхофа, зал "Трирциммер" с росписью на потолке Петера Кандида, фасад, выходящий на улицу Резиденцштрассе, украшен изображением покровительницы Баварии (Patrona Bavariae) а также находящаяся в северном тракте лестница "Kaisertreppe" (1616) образец мастерства позднего Ренессанса.
4. Период строительства при Карле Альбрехте (1726-45) и Максе Ш Йозефе (1745-79).
Франсуа Кювилье оформил так называемые Райхен Циммер-богатые ком-наты)вокруг Гротенхофа в выдающейся манере рококо. Театр Кювилье (Altes Residenztheater), оформленый им в 1751-53 гг., считается прекраснейшим театром мира в стиле рококо.
5. Период строительства при Людвиге I (1825-48). По желанию Людвига I новая позиция Баварии как королевства (с 1806 года) должна была с блеском демонстрироваться в искусстве, культуре и строительстве. Он как никто из королей способствовал тому, чтобы Резиденция приобрела свой сегодняшний вид. Ансамбль Кёнигсбау (южная сторона) и Фестзальбау с монументальным северным фасадом тесно связаны с именем Лео Кленце, который в значительной мере определил эпоху классицизма в строительстве.
Фасад Кёнигсбау (1826-35) был задуман им по образцу палаццо Питти во Флоренции.
В залах Нибелунгов мы видим великолепные фрески со сценами из легенды, которые выполнены Шнорром фон Карольсфельдом и Хаушильдом.
Коллекция сокровищницы Резиденции (начатая при Альбрехте V) состоит из произведений золотых дел мастеров, работ по эмали, хрусталю и слоновой кости от эпохи Средневековья до рококо, в том числе крест королевь Гизелы (около 1006 года), статуэтка рыцаря Св.Георгия (1599 года) и баварская королевская корона (1806г.).
Залы, посвящённые битвам, ранее были передней в покоях Людвига I Панно на тему легенды об аргонавтах, к сожалению полностью разрушен ные (авт. Шванталер, Шнорр фон Карольсфельд), были замещены боль шими батальными полотнами из трактов Придворного Сада. В залах Пор целанкамерн размещаются европейский фарфор 19-го столетия.
Здание Зала торжеств (1832-42) длиной 250 метров с его двухэтажнж^ колонным портиком с контрфорсами, несёт на себе печать королевского представительства. Статуи на портике, автором которых является Людви) Шванталер, представляют собой "восемь кругов виттельсбахских баварцев" Тронный зал в здании для торжеств, базилика с тремя нефами, с коринфс кими колоннами и хорами, относились к лучшим произведениям Кленце -к сожалению, почти полностью разрушены во время войны.
6. Период строительства в 20-м столетии.
На месте бывшего тронного зала в 50-е годы был сооружён "Новый зал Геркулеса".
Мюнхенская резиденция среди княжеских дворцов подобного ранга является последней, в которой полностью представлены как памятники строительства, возникавшие в течение столетий, так и история династии, и принадлежности, ещё сохранившиеся и относящиеся к тем эпохам. Часы работы музея и сокровищницы Резиденции: вт. и воскр. с 10.00-16.30 часов.
Театр Кювилье: пои.-суб. 14.00-17.00; воск. 10.00-17.00.
Ранним произведением Кленце является построенный в 1812-22 гг. Марш-таль (37) (бывшая школа верховой езды) на площади Марштальплац, где сейчас расположен "Театр в Марштале". Недалеко от Маршталя находится Камерный театр (38) на ул. Максимилианштрассе, один из красивейших театров Германии в стиле модерн, который был оформлен около 1900 г. М. Литманом и Р. Риммершмидом. Напротив и чуть наискось от них расположен престижный отель "Четыре времени года".
Национальный театр (39) на пл. Макс-Йозеф-Плац был построен в 1811-18 гг. Карлом фон Фишером в стиле классицизма. Разрушенный во время Второй мировой войны он был вновь торжественно открыт в 1963 г., восстановленный в прежнем виде. Слева от Национального театра находится Рези-денцтеатр, который в 1948-51 гг. был органично скомпонован с частично сохранившимися стенами ограждения Театра Кювилье; а сам Театр Кювилье, наоборот, был перенесён в здание аптеки Резиденции. Дворец Тёринга (40) (бывший главпочтамт) на ул. Максимилианштрассе, построенный И.А. Гунетцрайнером, был преобразован фон Кленце в 1836-39 гг. в открытую колоннаду с 12-ю тосканскими колоннами по флорентийскому образцу. Автором фресок является Й.Г-Хильтенспергер. В 1834 году это здание перешло в собственность почты. Улица Максимилианштрассе, начинающаяся от Макс-Йозеф-Плац, является одной из трёх представительнейших роскошных улиц 19-го в. Вместе с ул. Театинерштрассе она представляет собой улицу с престижными магазинами.


От ул.Театинерштрассе до Придворной пивоварни
С пл. Макс-Йозеф-Плац через ул. Перузаштрассе мы вновь попадаем на ул. Театинерштрассе. Несколькими метрами дальше расположена Художественная галерея культурного фонда (41) (Kunsthalle der Hypo Kulturstiftung) Художественная галерея, основанная в 1985 г., быстро утвердилась в культурной жизни Мюнхена за счёт 4-5 сменяющихся ежегодно выдающихся выставок (от египетской скульптуры до европейского авангарда).
Часы работы культурного фонда Художественной галереи: ежедневно с 10.00-18.00 часов;
в четверг до 21.00 часов.
Через ул. Шраммерштрассе мы попадаем на Монетный Двор (42). Единственно сохранившимся из когда-то обширного комплекса Ренессанса (Экгль, 1563-67), остался Аркадный Двор с его трёхярусными зелёными аллеями. На первом этаже располагалась герцогская школа верховой езды Старого Двора, на верхних этажах библиотека Альбрехта V и его коллекция произведений искусств.
Старый Двор (43) был первой резиденцией династии Виттельсбахов в 1253-1474 гг. Построенный при Людвиге Строгом после разделения Баварии (1255 г.) он пережил свой расцвет при Людвиге Баварце, кайзере Святой Римской Империи в 1328-1347. гг. С 17-го столетия Старый Двор был уже только административным зданием. Сегодня здесь расположено одно из мюнхенских финансовых ведомств. Прекрасный внутренний двор доступен для посещения, а внутренние помещения - нет. Впечатления о нынешнем облике этого здания посетитель может дополнить при осмотре модели города в Баварском Национальном музее. Особенной достопримечательностью является эркер (поздняя готика) во внутреннем дворе, известный под названием "Affenturm" - "Обезьянья башня". Согласно легенде, однажды обезьяна из зверинца похитила младенца, ставшего впоследствии кайзером Людвигом, унесла его на верхушку башни и вернула младенца только после долгих уговоров.
Придворная Пивоварня (44) на площади Плацль - место встречи туристов со всего света, и это входит в "обязательную программу" каждого посещения Мюнхена. Это заведение города (известное наряду с Октоберфестом) было основано Вильгельмом V в 1589 году для обеспечения Двора и черни. Только в 1828 году в Пивоварне возник ресторан. Несмотря на поток туристов Придворная Пивоварня и до сегодня остаётся местом встречи коренных мюнхенцев, которые наслаждаются пивом из кружек, зарезервированых хозяином специально для каждого постоянного клиента и называющихся "шпецль". Прост! - на здоровье! Придворная Пивоварня была последней остановкой нашей пешеходной экскурсии. Через улицы Орландоштрассе и Им Таль отсюда несколько минут до нашей исходной точки, пл. Мариенплац.


| Часть первая | Часть вторая | Часть третья |
Hosted by uCoz