Главная
История
Путеводитель
Комментарии
Карта
Советы
Ссылки
Северзапад Внутренней части Города

от площади Кенигсплац до университета
Величественная площадь Кёнигсплац (у станции метро с таким же названием) в стиле классицизма должна была по желанию Людвига I стать площадью культуры в "Новых Афинах на Изаре". Благодаря застройке ул. Людвигштрассе эта площадь является самым монументальным вкладом короля в облик Мюнхена. Запланированная уже в 1811 году Карлом фон Фишером, она была спроектирована по античному образцу несколькими годами позже Лео фон Кленце: "дорические" Входные ворота, "ионическая" Глиптотека и "коринфская" Государственная античная коллекция.
Во времена Третьего Рейха площадь была вымощена "воинственными" каменными плитами как место выступления национал-социалистов. Каменные плиты были устранены в 1988 г.
Следуя идеалу входных ворот - пропилеев (по гречески "вход в храм") в Акрополе, фон Кленце в 1846-62 гг. соорудил Пропилеи (45) как входные ворота нового города искусства. Скульптуры по обе стороны фронтона воспевают борьбу за свободу греческого народа против турков, а также воспевают сына Людвига, Отто, который в 1832 году стал королём Греции. Глиптотека (46), одна из значительных коллекций европейских скульптур, была первым зданием, сооружённым Кленце в 1816-30 гг., на пл. Кёнигсплац. Ещё будучи кронпринцем Людвиг I, очарованный античностью, приказал агентам приобретать греческие и римские произведения. Построив Глиптотеку, Кленце создал тем самым достойное обрамление для экспонатов. Здание с четырьмя флигелями, внутренний двор которого даёт свет залам, лежит позади аркады с ионическими колоннами. Наружные стены без окон оживляются скульптурами, установленными в нишах. Разрушенная в войну (скульптуры уцелели) Глиптотека была вновь открыта в 1972г. Выдающиеся произведения:
Зал II: прекрасный "Барберинский фавн" (ок. 220 г. до н.э.), названный по месту нахождения палаццо Барберини в Риме. Зал IV: надгробный рельеф Мнесаретов (ок. 380 г до н.э.). Залы VII и IX: скульптурные группы западного и восточного фронтонов Эгинского храма (ок. 500 г. до н.э.). Зал XIII: "Мальчик с гусем" (ок. 200 г. до н.э.).
Часы работы Глиптотеки: втор. и сред. с 10.00 - 17.00 часов, четв. с 10.00 - 20.00 часов, С пята. до воскр. с 10.00 - 17.00 часов; каждый второй четв. в 18.00 - бесплатная экскурсия (кроме драздн. дней) Станция метро Кенигсплац
Завершенный Георгом Фридрихом Цибландом в 1848 г. комплекс зданий Государственного Античного Собрания (47), средний тракт которого создан под влиянием греческого храма коринфской ориентации, хранит в себе одну из значительнейших коллекций античного искусства малых форм. Сначала в этом здании была устроена художественно-промышленная выставка. Восстановление сильно поврежденного во время войны здания было завершено лишь в 1967 году.
Фонды включают в себя наряду с обширной коллекцией ваз также работы в бронзе, керамику, терракоту и скульптуры малых форм. На главном этаже находятся знаменитый геликон-лекифос, блюда Эксекезиаса и Диониса. На нижнем этаже можно увидеть мастерски выполненный золотой похоронный венок Арменто. Часы работы Государственного Античного Собрания: втор., четв. - воскр. с 10.00 - 17.00 часов, ср. с 10.00 - 20.00 часов;
Каждая вторая среда в 18.00 часов бесплатная экскурсия (кроме празд. дней), Станция метро Кенигсплац.
Городская галерея в доме Ленбаха (48) была построена в 1887-91 гг. Габриэлем фон Зайдлем для "князя художников" Франца фон Ленбаха, который среди прочих писал портреты Бисмарка, кайзера Вильгельма и Элеоноры Дузе.
Как образец стиля был взят зрелый флорентийский Ренессанс. В южном флигеле размещались ателье; в 20-ых годах возник северный флигель. С 1929 года в вилле размещаются обширные фонды "Городской галереи," которые специализируются на документации мюнхенской живописи от позднеготического периода до 20-го столетия. Первый этаж: произведения с 1920 года до наших дней (в т.ч. Каспар Фильзер, Клее, Шримпф, Циммер-манн), живопись готики и барокко.
Верхний этаж: художники Мюнхенского романтизма и пейзажисты первой половины 19-го в.; далее произведения Коринта, Шпитцвега, Ленбаха; коллекция Кандинского; группа художников "Голубой наездник" ("Blauer Reiter"): Марк, Маке, Явленский, Мюнтер. Следует также отметить и приобретения современного авангардистского искусства: произведения Бойса, Нича и .Райнера дополняются сменяющимися выставками.
В 1994 г. выставочные площади были расширены за счёт здания Кунстбау Ленбаххаус (меняющиеся выставки), вход в которое находится на станции метро Кенигсплац.
Часы работы Городской галереи в доме Ленбаха: вт.-воскр. с 10.00-18.00 часов, Кунстбау: с 10.00 до 18.00 часов, станция метро Кенигсплац. В Государственной консерватории (ул. Аркисштрассе), бывшем здании конгресса при Гитлере, в 1938 году было подписано "Мюнхенское Соглашение".
Образцом для площади Каролиненплац (49), заложенной в 1809-12 гг. по планам Карла Фишера, была площадь Звезды в Париже. Обелиск в центре по проекту фон Кленце является памятником для баварских солдат, павших во время похода Наполеона на Россию. Обе Пинакотеки к северу от площади Кёнигсплац (ул. Барерштрассе 27 и 29), относятся к значительнейшим картинным галереям Германии.В Старой Пинакотеке (50) размещается уникальное собрание старинной немецкой и фламандской живописи. Значительными произведениями здесь представлены также итальянская, нидерландская, французская и испанская школы. Тем самым. Старая Пинакотека создаёт обширную картину важнейших течений европейской традиции живописи с 14-го по 18-ый век. Большая часть полотен происходит из коллекции династии Виттельсбахов.
Старая Пинакотека была в 1926-36 гг. построена Лео фон Кленце по заказу пламенного поклонника искусства Людвига I в стилистических формах венецианских дворцов эпохи Ренессанса. Будучи крупнейшей галерей-ной постройкой 19-го века, она послужила моделью для зданий музеев в Риме и Брюсселе. Статуи знаменитых художников на южном фасаде, а также фрески внутри здания стали жертвами бомбардировок; в 50-е годы Старая Пинакотека была восстановлена и заполнена эвакуированными фондами.
Краткий обзор экспонатов:
Первый этаж: старинная немецкая живопись (Грин, Пахер), живопись 16-го и 17-го веков (Ян и Питер Брюгель).
Верхний этаж: старинная нидерландская живопись (ван дер Вейден, ван Лейден), старинная немецкая живопись (Дюрер, Альтдорфер), итальянская живопись (Джотто, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан), фламандская живопись (Рубенс), голландская живопись (Рембрандт ван Рейн), французская живопись (Буше, Шарден) и испанская живопись
(Эль Греко, Веласкес).
"Постмодерновая" Новая Пинакотека (51) образует своей свободной архитектурой интересное противопоставление симметричной дворцовой архитектуре Старой Пинакотеки. Это самое крупное музейное здание послевоенного времени (стоимость строительства 105 млн. немецких марок) было построено в 1975-81 гг. Александром фон Бранка. Музейный тракт, группирующийся вокруг двух внутренних залов, обнаруживает в своем основном сечении диагонально лежащую восьмерку. Все смотровые залы получают освещение сверху через стеклянную крышу. Здание галереи, стоявшее ранее на этом же месте и сооруженное в середине последнего столетия в качестве дополнения к Старой Пинакотеке, пришлось снести из-за сильного повреждения во время войны. Коллекция Новой Пинакотеки включает в себя около 550 полотен и 50 скульптур периода между рококо и модерном. В том числе вывешены произведения искусства ок. 1800 г. (Гойя), раннего романтизма (Каспар Давид Фридрих), французского и немецкого позднего романтизма (Делакруа, Шпитцвег), "немецких римлян" (фон Маре, Беклин), импрессионистов (Манэ, Сезанн, Гоген, ван Гог, Коринт), символизма и модерна (Климт, Штук и Тулуз-Лотрек).
Часы работы Новой Пинакотеки:вт. с 10.00 - 20.00 часов, (бесплатные экскурсии в 18.3В) ср. - воскр. с 10.00 - 17.00 часов Станция метро Кенигсплац; трамвай №18 ;
Пинакотека стиля модерн - архитектура искусства - дизайн (раньше "Новое Собрание" в "Баварском Национальном Музее" - открытие в 2001 году) является одним из самых значительных музеев в области прикладного искусства стиля модерн во всем мире. Фонды собрания, ориентирующиеся на международный уровень, (свыше 50.000 штук) охватывают промышленный дизайн, дизайн в области графики и прикладного искусства начиная приблизительно с 1900 г. и по сегодняшнее время. Пинакотека стиля модерн - архитектура искусства - дизайн. Время работы Вы можете узнать во телефону: 089/227844
К востоку от Барерштрассе вокруг университета Людвига Максимилиана расположен студенческий квартал с его улицами Шеллингштрассе, Адальбертштрассе и Тюркенштрассе, который отличается множеством книжных и антикварных магазинов, кафе и пивных.
Мюнхен с более чем 100 000 студентов является крупнейшим студенческим городом Германии. Только в одном Людвиг-Максимилиан-Университете (52) (площадь Гешвистер-Шоль-Плац) насчитывается более 65 000 студентов. Этот университет был воздвигнут в стиле классического романтизма в 1835-40 гг. Фридрихом фон Гертнером по заказу Людвига I как "форум наук". Герман Бестельмайер добавил в начале 20-го столетия дополнительное Т-образное здание в стиле модерн на улице Амалиенштрассе центрально расположенным внутренним двором. Здесь происходила акция с листовками группы сопротивления "Белая роза" против национал-социалистической диктатуры. Об ее руководителях Хансе и Софии Шоль, казненных в 1943 году, напоминают листовки у главного входа.
Напротив университета (Профессор-Хубер-Плац) расположен также построенный фон Гертнером в 1834-41 гг. семинар католических священников Грегорианум, а также приют Макс-Йозеф-Штифт, бывший "воспитательный институт благородных девиц". Единство обеих половин площади подчеркивают чашеобразные двухъярусные фонтаны, напоминающие фонтаны площади Петерсплац.
Монументальная улица Людвигштрассе была заложена Людвигом I как улица, представляющая Баварское Королевство. Южная часть улицы заканчивается Аркадой полководцев, а северная часть - Воротами Победы (Siegestor).
Лео фон Кленце разработал основную концепцию и застроил южную часть зданиями в стиле классицизма (стилевые формы раннего итальянского ренессанса). Его последователю на посту придворного архитектора, Фридриху фон Гертнеру, была доверена застройка северной части (романскийстиль).
В ходе строительства северной части Людвигштрассе в 1829-44 гг. возникла церковь Людвигскирхе (53) в стиле романского классицизма. Планирование и исполнение Людвиг I возложил на Фридриха фон Гертнера.
Фасад с его широко расставленными башнями раечитан не только на взгляд по диагонали при пересечении ул. Людвигштрассе, но и воспринимается как торжественное завершение улицы Шелингштрассе. На основании своего положения церковь Людвигскирхе ведёт как бы диалог с церковью Театинеркирхе, которая лежит на северном конце ул. Людвигштрассе по диагонали от Людвигскирхе. У церкви Театинеркирхе фон Гертнер позаимствовал крестообразную горизонтальную проекцию и концепцию фасада с двумя башнями. В круглых нишах фасада установ лены фигуры скульптора Людвига Шванталера (Христос и евангелисты,
1832-35 гг.). С обеих сторон мотив закруглённых арок вестибюля продолжается в сводчатых галереях и создаёт таким образом связь между церковью и светскими зданиями.
Внутри доминирует гигантская фреска „Страшный суд" (1836-40 гг.) Петера Корнелиуса. После „Страшного суда" Микеланджело в Сикстинской капелле это одна из крупнейших в мире настенных фресок. Баварская Государственная библиотека (54) около Людвигскирхе с её пятью
миллионами томов (их число продолжает ежедневно расти) является самой большой университетской библиотекой в немецкоязычных странах. В её фонды входят, помимо прочего, драгоценные рукописи и обширные собрания восточно-европейской, восточной и дальневосточной литератур.
Вытянутое в длину здание в стиле дворцовой архитектуры раннего итальянского Ренессанса фон Гертнер построил в 1834-39 годах по заказу Людвига I. В центре здания доминирует лестница, на парапете которой установлены скульптуры великих греческих учёных: Фукидида, Гомера, Аристотеля и Гиппократа. Внутри помещения впечатляет парадная лестница, через которую осуществляется доступ в залитый светом верхний этаж с мраморными статуями герцога Альбрехта V (основатель придворной библиотеки) и Людвига I.
Монументальные Ворота Победы (55), сооружённые фон Гертнером в 1843-52 гг. по образцу арки императора Константина в Риме, должны были по замыслу императора Людвига I славить заслуги Баварского войска. Как дополнение к Аркаде полководцев Ворота образуют северное заверше--ние ул. Людвигштрассе. Они увенчаны бронзовой фигурой Баварии с четвёркой львов. Баварскому войску посвящены также художественные мотивы рельефов (боевые сцены). Рельефообразные медальоны изображают аллегории баварских провинций.
После Второй мировой войны Ворота больше не реставрировались полностью, но на них была сделана новая надпись: "Победе посвящено, войной разрушено, к миру взывая".
После Ворот Победы начинается ул. Леопольдштрассе и городской район Швабинг, который раньше назывался "мюнхенским Монмартром". В этом районе встречались, например, Томас Манн, Франк Ведекинд, Штефан Георге и Рильке, в ресторане "Симпль," который существует по сей день, домашний поэт Рингельнац проделывал свои шалости. Сегодняшний Швабинг уже почти не обладает такой художественной атмосферой. Но он всё ещё обладает очарованием, и оно выражается, прежде всего в хорошее время года, в его прогулочной улице Леопольдштрассе, в модных магазинах, в уличных кафе и пивных. Однако "сцена" Мюнхена сегодня скорее всего уже переместилась в другие районы годрода, такие как Хайдхаузен или Вестенд.


Северовосток Внутреннего города:
Английский сад, Леель, Богенхаузен
Вдоль улицы Принцрегентенштрассе, которая была застроена на рубеже веков во время правления принцрегента Люитпольда, встречается множество репрезентативных зданий: Дом искусства, Дворец принца Карла, Баварский Национальный Музей, галерея Шака и министерство экономики Баварии .
Недалеко от этого последнего крупного городского сооружения 19-го века, позади Дома искусств берёт своё начало Английский сад. Дом искусства (56) (Государственная галерея современного искусства, Принцрегентенштрассе I): здание в стиле псевдоклассицизма было построено как "Дом немецкого искусства" после прихода Гитлера к власти. Спроектированное П. Л. Трестом монументальное здание (длина 160 м, ширина 60 м) с выдвинутой вперёд дорической колоннадой было завершено в 1937 г.
Сомнительную славу снискал себе "Дом немецкого искусства" открытой в 1937 г. выставкой "вырождающегося искусства," которая заклеймила авангардное направление того времени (такие художники как: Кокошка, Дике, Клее, Бекман).
Сегодня Государственная галерея современного искусства, как одна из уважаемых галерей этого типа, представляет более 450 выдающихся произведений искусства XX века. Сменяющиеся экспозиции европейских и внеевропейских культур дополняют программу.
Первый этаж: Пикассо, Мунх, Кирхнер, картины группы "Мост" ("Brucke"), кубизм, баухаус и конструктивизм. Клее, коллекция картин сюрреалистов (Эрнст, Дали, Пикассо), Бекман, Маке, Кокошка, Дике, Гроч, абстрактное искусство 40-х, 50-х и 60-х годов.
Верхний этаж: итальянская скульптура. Новая Фигуративная живопись, Абстрактный экспрессионизм и поп-арт, фотореализм, Базелитц, Кристо, Бойс.
Часы работы Галереи современного искусства: вт.-воскр. с 10.00-17.00 часов, в четверг - до 20 часов, станция метро Одеонсплац или Леель.
Английский сад (57) - это нечто большее, чем просто самый большой внутригородской парк Германии. Если спросить мюнхенца, что он считает самым привлекательным в своём городе, то с непременной гарантией прозвучит название этого парка. Выйдя из Дома искусств экскурсант может, например, поехать на велосипеде через новую и старую части Английского сада вдоль Изара до Фрайзинга, не подвергая себя неприятностям городского транспорта. Наряду с его известным летним аттракционом, пляжем нудис-тов вдоль Айсбаха, здесь толпятся гуляющие, хиппи, работники банков в обеденный перерыв, пенсионеры, туристы и обнимающиеся влюблённые парочки: вполне можно утверждать, что Английский сад даёт хороший обзор мюнхенского населения. По предложению графа Румфорда курфюрст Карл Теодор велел в 1789 году заложить на берегу Изара "военный сад," который вскоре был сделан доступным для общественности. Немного позднее он был дополнен озером Кляйнхесселоэр Зее.
Китайская башня, выстроенная в 1789 И. Фрайем как обзорная и музыкальная пагода, сгорела во время Второй мировой войны и была реконструирована в 1951 г. Особой популярностью пользуется очень хорошо посещаемый пивной садик Китайской башни. В качестве промежуточного (или конечного) этапа рекомендуется также Зеехаус на озере Кляйнхесселоэр Зее или Аумайстер (ресторан/пивная в саду) в северной части Английского сада. С Моноптероса, выстроенной Кленце в 1837-38 гг. ротонды в стиле классицизма, взгляду предлагается чудесный вид на Старый город.
Баварский Национальный Музей (58) (Принцрегентенштрассе 3) был основан в 1855 году баварским королем Максимилианом II. Изначально коллекции размещались в крепости герцога Макса и их первая обширная выставка была проведена в 1867 году в музейном здании - сегодня Музей этнографии - на улице Максимилианштрассе, построенное Эдуардом Риделем. Значительные архитектурные недостатки и недостаточный уровень техники безопасности обусловили строительство нового здания, строительство которого осуществлялось в 1894-99 гг. согласно проектам Габриэля фон Зайдля на улице Принцригентенштрассе и которое в 1900 году было торжественно открыто. Как оформление внешних фасадов, так и оснащение 100 внутренних помещений соответствуют формам стилей выставленных произведений искусства: романский и готический стили (восточный флигель), Ренессанс и эпоха барокко (средняя постройка с башней и западный флигель), рококо (западная головная постройка). Перед построенным Германом Бестельмайером в 1937 году восточным флигелем и сегодня стоит памятник всаднику принц-регенту Люитпольду (А. Хильдебранд).
Баварский Национальный Музей является одним из значительнейших музеев европейской скульптуры, прикладного искусства и фольклористики в Германии. Его коллекцию (уделяя особое внимание Баварии) можно разделить на два больших отдела:
Художественно-историческая коллекция на главном и верхнем этажах дает обзор в выставочных залах, часть которых имеет исторически соответствующее оформление, о различных эпохах от раннего средневековья и до стиля модерн с акцентами на готический стиль, в особенности скульптуры из дерева и росписи на посуде позднего готического стиля, скульптуры из бронзы и слоновой кости, ковры, росписи по стеклу, итальянская майолика, мебель, предметы ювелирного искусства, эскизы в стиле барокко (Художественно-исторический Музей и Музей прикладного искусства).
Коллекция народного искусства включает в себя среди прочего баварскую гончарную посуду, ясли, игры, часы и измерительные приборы (Культурно-исторический музей). К известнейшим экспонатам в главном здании относятся работы Мульчера (зал 8), Аугсбургская ткацкая комната (зал 9), Пассауская комната (зал 10), Вайссенбургский зал (зал 12), зал фландрийских гобеленов (зал 13), зал Рименшнайдера (зал 16), оружейный зал (зал 18) и зал Ляйнбергера (зал 21).
На верхнем этаже расположены различные коллекции прикладного искусства (фарфор, игры, музыкальные инструменты, столовая посуда и прибор "Хильде" из серебра, предметы искусства 19-го столетия и до стиля модерн.
На нижнем этаже: сцены из крестьянской жизни прошлого времени (крестьянские комнаты, крестьянская мебель, посуда, народная одежда, стекло, народное искусство).
Широко известна также коллекция ясель Национального музея (нижний этаж восточного флигеля).
Баварский Национальный Музей открыт втор. - воск. с 9.30 - 17.00 часов. Станция метро Леель.
Экскурсия по залам Доисторической Коллекции (59) (Музей пред- и ранней истории) демонстрирует различные культурные эпохи Баварии, начиная с каменного века до раннего Средневековья. Каждая эпоха имеет отдельный выставочный зал. Каждый период времени показывается посетителю при помощи многочисленных фотоальбомов, диапроекций, восстановленных сцен, карт и моделей. Знакомство с доисторическим периодом и ранней историей является не только поучительным, но и очень интересным: например, узнаёшь о том, как римские завоеватели жили в Регенсбурге или какие хирургические инструменты имелись в распоряжении врача кельтских времён (оберменцингская могила врача).
Часы работы Государственной Доисторической Коллекции: вт.-воскр. с 9.00-16.00 часов, станция метро Леель
Художественная коллекция Галереи Шака (60) (ул. Принцрегентенштрассе 9) документирует в выдающейся манере развитие немецкой живописи в 19-ом веке (ранний романтизм, идеализм, постромантизм). Адольф Фридрих граф фон Шак собрал, среди прочего, между 1858-м и 1874-м годами лучшие произведения Бёклина, Ленбаха, Феербаха, Шпицвега и Марэ, которые образуют основу заслуживающей внимания галереи.
Часы работы Галереи Шака: ежедневно, кроме вторника.С 10.00-17.00 часов, станция метро Леель
Архитектурный и скульптурный ансамбль Ангела Мира (61) возник на стыке веков как завершение ул. Принцрегентенштрассе. Эта улица создавалась в духе флорентийской парковой архитектуры. Цоколь коринфской колонны Ангела Мира сделан как открытая галерея, боковые колонны имеют рельефы выдающихся личностей. Основателем памятника в честь 25-летия Версальского мира был город Мюнхен. Золотой "Ангел Мира" соответствует греческой богине победы Нике; в правой руке он держит пальмовую ветвь, в левой - вооружённую Палладу Афинскую.
"Король художников" Франц фон Штук спроектировал для себя в 1897-98 гг. роскошное здание виллы Штука (62) (ул. Принцрегентенштрассе 60) в архитектуре которой переплетены классицизм и модерн. Через несколько лет было построено еще одно подобное по стилю ателье.
Уникальны внутренние декорации и убранства виллы - в "обязательную программу" входит посещение жилых комнат Штука на первом этаже. В вилле проводятся периодически меняющиеся выставки по направлениям:
модерн, классический модерн, прикладное искусство и искусство современности.
Часы работы Музея Виллы Штука: втор. - воскр. с 10.00 -18.00 часов, в четверг до 20.00 часов Станция метро Принцрегентенплац
Стоит пройтись также по престижным улицам (например Мелынтрассе, Мария-Терезия-Штрассе) недалеко от виллы Штука - здесь царит атмосфера, которую могут себе позволить лишь немногие посольства, Фирмы и знаменитости.


| Часть первая | Часть вторая | Часть третья |
Hosted by uCoz